Новости
: :
Государственное бюджетное образовательное учреждение города Москвы
дополнительного профессионального образования
Центр профессиональных квалификаций и содействия трудоустройству
"Профессионал"
Департамент труда и социальной защиты населения города Москвы
Участник Единой системы подготовки кадров для рыночной экономики в городе Москва
Сведения
об образовательной организации
 
Написать

письмо
Схема проезда
             
 
 
 
Пресса о Центре. КОМУ НУЖЕН КОТ В МЕШКЕ?
 
КОМУ НУЖЕН КОТ В МЕШКЕ?
(Рубрика «Кадры для ЖКХ»)

Чтобы правильно выбрать профессию, надо грамотно оценить не только требования, которые она предъявляет, но и свою способность с ними справиться

Внедрение новых технологий в ЖКХ трудно себе представить без квалифицированного персонала, способного с ними работать. Но кто может гарантировать работодателю, что новый сотрудник – именно тот, который ему нужен? Поверить соискателю на слово? Довериться резюме? Положиться на отдел кадров или собственную интуицию? Оптимальное решение – пропускать персонал через психолога-профконсультанта.

Если заглянуть в историю, то увидим, что первые профконсультанты появились в начале XX века. Их клиентами стали авиадиспетчеры. Ну, а вообще, такую роскошь как штатный профконсультант могли позволить себе лишь крупные организации. Сегодня можно смело сказать – эта профессия переживает второе рождение. Среди московских учебных центров первым и пока единственным внедрил службу профконсультанта учебный центр Московской службы занятости «Профессионал». Вряд ли этот факт можно назвать случайностью. Ведь технологии профессиональной подготовки и переподготовки персонала в «Профессионале» отмечены «Золотым знаком качества «Российская марка». Эта крупнейшая кузница рабочих кадров для ЖКХ ежегодно выпускает больше 25 тысяч специалистов. И в течение вот уже года ученики, вступая в профессию, первым делом открывают дверь в кабинет профконсультанта.

Но на что опираться службе профессиональной консультации, если существующие квалификационные требования к профессиям не отвечают реальным условиям работы? Другими словами, когда профессиональные стандарты просто отстали от жизни. Сергей Дворников, директор центра, рассказывает: для того, чтобы идти в ногу со временем, «Профессионал» сам разработал современные авторские профессиограммы – эдакую энциклопедию по профессиям.

В какой-то степени это похоже на объявление о знакомстве. Претендент может поближе ознакомиться с интересующей его профессией, узнать о ее характере, особенностях труда. А понять, какие требования выдвигает профессия, нужно для того, чтобы соизмерить с этим свои возможности и индивидуальные особенности. Грамотно оценив ситуацию, можно оценить и личные перспективы. Тут же – условия приема на работу. Одним словом, изучив профессиограмму, вы узнаете, подходите ли друг другу – вы и будущая работа.

В авторских пособиях «Профессионала» подробно рассмотрены такие рабочие профессии ЖКХ, как промышленный альпинист, лифтер, диспетчер, оператор котельной, уборщик комплексной уборки, рабочий зеленого хозяйства и другие. Надо заметить, что впервые в разработке стандартов сделан акцент на требования к индивидуальным особенностям человека.

Скажем, для промышленного альпиниста профессионально значимыми качествами являются такие, как высокий уровень стрессоустойчивости, сенсомоторная (двигательная) память. Промышленный альпинист должен не только уметь управлять своим телом, но и, что не менее важно, дозировать усилия. Особое внимание уделяется способности к монотонной работе, при которой нельзя терять бдительность. А вот, скажем, человек, работающий лифтером, должен уметь быстро реагировать на ситуацию и не бояться принимать решения. Для успешной работы электрогазосварщика важны хорошая память на цвета и оттенки, на формы и контуры. Не обойтись тут и без хорошего глазомера, пространственного воображения.

Впрочем, в основе требований к хорошему специалисту лежат не только знания. Ведь человек может знать теорию на «пятерку», а работу делать на «троечку». Во главе угла даже и не практические навыки – нужно еще учиться трудиться творчески, с душой. Главное в работе профконсультанта – увидеть в работнике личность, рассмотреть в нем способности, заложенные природой. Не зря же психологи считают, что все дети талантливы. Взрослые «дети» – тоже. А проявиться личности здесь помогают научные разработки, тесты. Существует ряд методик в области кадровой службы. В практической работе профконсультант Анна Кулиш использует «16-факторную методику Р. Кеттела», помогающую проявить основные черты испытуемого. А «Краткий отборочный тест Вандерлика» выявляет не только способности личности, но и свойства характера, препятствующие успешному освоению профессии. Кстати, на подготовку одного теста уходят десятки лет. Для психолога важно найти стержень, на который легко нанижется все остальное.

Анна рассказывает, что ее работа делится на несколько направлений. Это консультации безработных и граждан, ищущих работу, занятия со специалистами опасных профессий, трудоустройство. И все это вместе взятое делается для того, чтобы добиться главной цели – помочь человеку найти себя. Сначала испытуемый заполняет анкеты, отвечает на вопросы, рисует. Специальная компьютерная программа помогает составить некую ломаную линию. Постепенно проявляется портрет, который называется в психологии профилем. Что же считывает с такого профиля профконсультант? Скажем, способен ли человек отвечать не только за себя, но и за других. Как он реагирует на чрезвычайную ситуацию? Не побоится ли взять на себя ответственность?

Глядя на профиль одного из потенциальных верхолазов, профконсультант Анна Кулиш пришла к выводу, что перед ней сидит человек, живущий по принципу «своя рубашка ближе к телу». Он явно не впишется в команду городских верхолазов, где все «в связке одной». Или другой пример. Одна женщина решила пойти в ландшафтные дизайнеры просто потому, что любила разводить цветы. Когда же ей было предложено на бумаге составить несколько композиций из двадцати пяти одинаковых колец, она остановилась лишь на двух эскизах. Это были солнышко и рожица. Тогда в блокноте психолога появилась запись: «Истощаемость воображения». А ведь озеленителю важно иметь не только свежий взгляд и находить новые решения, но и уметь переключать свое внимание.

Однажды Анна Кулиш заметила у клиента проявление лидерских качеств, повышенную коммуникабельность, желание быть в центре внимания, руководить людьми. Но после учебы в «Профессионале» мужчина собирался вернуться к монотонному труду. Тогда профконсультант написала рекомендацию с пожеланием попробовать его на руководящей работе в качестве бригадира. Руководство решило прислушаться к совету специалиста. В результате все от этого выиграли.

– Главная задача профконсультанта – помощь клиенту в выборе профессии, наиболее соответствующей его интересам, возможностям, а также пользующейся спросом на рынке труда, – говорит А. Кулиш.

Директор «Профессионала» Сергей Дворников уверен, что для любого работодателя гораздо выгоднее, чтобы человек, устраивающийся на работу, прошел проверку профконсультанта. Как показала практика, не каждый человек хорошо себя знает, а значит, и объективно оценивает. Например, для учебы в «Профессионале» набрали группу водителей. Люди выбрали эту специальность по разным причинам. Но сама-то профессия выбрала в любимчики не многих. Сергей Дворников приводит такой пример: «Мой водитель просто рожден крутить баранку. Он прекрасно владеет машиной, ориентируется в любом уголке столицы. Однажды мне пришлось ехать в машине одного из высоких чиновников – и я сразу почувствовал разницу. Так стоит ли быть посредственностью, троечником в профессии? Или лучше все-таки найти себя в другом деле? Теперь, когда наши ученики получают на экзаменах «тройки», я советую им еще раз поговорить с профконсультантом. Наша жизнь слишком коротка, чтобы тратить ее не по назначению.

Особенно интересно в этом деле проследить обратную связь. Остался вопрос без ответа: «Что делать, если человек ушел от профконсультанта с рекомендацией и надеждой, а работодатель к ней не прислушался?». Или наоборот: клиент не захотел воспользоваться советом специалиста? Как узнать о судьбе и дальнейшей карьере бывшего подопечного?

Вот что по этому поводу думает Сергей Дворников: «Мы готовы заключить договор с любой организацией ЖКХ на проведение эксперимента: работодатель дает заявку и направляет к нам группу своих работников или соискателей на вакантные места. Мы бесплатно пропускаем их через сито профконсультанта, но делаем это с одним условием – добиться обратной связи. Нам важно проследить, как сработала та или иная рекомендация. А дальше, выявив коэффициент полезного действия, будем стараться привлекать к сотрудничеству все новых кадровиков из сферы городского хозяйства».

Если кто-то способен дать гарантию на работника – зачем брать на работу кота в мешке? Да и кому из нас не хочется быть в жизни на своем месте? Ведь когда наши желания совпадают с нашими возможностями, работа приносит удовлетворение – и моральное, и материальное.

Подготовила Елена ВОЛКОВА

 
 
Я зарегистрирован на Портале Поставщиков
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
Департамент труда и социальной защиты населения
 
 
Центр занятости населения города Москвы
 
 
Центр занятости молодежи
 
 
Женский деловой Центр
 
 
 
 
28.05.18 - 9.00:
Безопасные методы и приемы работ на высоте (Правила охраны труда при работе на высоте (155н) стажировка
28.05.18 - 9.00:
Безопасные методы и приемы работ на высоте (Правила охраны труда при работе на высоте (155н) III группа
29.05.18 - 9.00:
Оказание первой помощи воспитанникам и учащимся детских и образовательных учреждений
30.05.18 - 9.00:
Подтверждение группы по электробезопасности V группа
30.05.18 - 9.00:
Подтверждение группы по электробезопасности III - IV группа
30.05.18 - 9.00:
Подтверждение группы по электробезопасности II группа
30.05.18 - 9.00:
Инструктаж по электробезопасности I группа
30.05.18 - 9.00:
"Электробезопасность с ""нуля"" до V группы (до и выше 1000 В)"
30.05.18 - 9.00:
"Электробезопасность с ""нуля"" до IV гр. (до 1000 В)"
30.05.18 - 9.00:
"Электробезопасность с ""нуля"" до III гр. (до 1000 В)"
30.05.18 - 9.00:
Электробезопасность IV гр. (до 1000 В)
30.05.18 - 9.00:
Электробезопасность III гр. (до 1000 В)
30.05.18 - 9.00:
Электробезопасность II гр. (до 1000 В)
31.05.18 - 9.00:
Охрана труда обучение руководителей, специалистов и членов комиссий
31.05.18 - 14.05:
Профессиональные стандарты и их применение. Внедрение профессиональных стандартов в организации